Цветовая схема: C C C C
Размер шрифта: A A A
Изображения:
  • 630068 г.Новосибирск, ул. Лениногорская, д.80
  • 8 (383) 338-38-51
  • info@ntgt.ru
Славный путь длиною в жизнь

Славный путь длиною в жизнь

Александр Алексеевич  Скарбо родился 4 марта 1926 года в городе Темрюк Краснодарского края, на берегу Азовского моря. В семье было пятеро ребятишек.  Как и все мальчишки, Саша рос озорным, «гонял» допоздна на улице, помогал родителям. Как он сам вспоминал, балованный был и энергию не всегда выплескивал в нужное русло. Родители Алексей Митрофанович и Евдокия Владимировна были малограмотными людьми. Но сына стремились выучить.


В 1940 году, когда вышел указ о создании ремесленных и фабрично- заводских училищ, Саша при поддержке руководства местного  колхоза отправился в Туапсе – в ремесленное училище водников, чтобы освоить специальность моториста.


По пути в Туапсе, на станции Крымская, куда он прибыл на открытой бортовой машине с группой сверстников, впервые увидел паровоз. Полюбовался на мощную машину  и, казалось, забыл о ней, погрузившись в череду учебных занятий.

Саша с ребятами из училища жил в общежитии туапсинского порта. Носили форменную одежду: темно-синяя гимнастерка и брюки, фуражка да ещё шинель. Красавцы! Проучившись один год, мальчишки мечтали, что на каникулах отлично отдохнут. Воскресным днём двадцать второго июня 1941 года компанией собрались на пляж. Вдруг прибегает  девчонка, глаза тревожные, голос дрожит: «Ребята! Война..».

Через несколько минут они были уже в училище, где педагоги срочно созвали митинг. Так неожиданно закончились и детство, и юность.

Часть ребят тут же вернулись домой,  к родителям. А Саша не поехал. Перед войной  умер отец, и Александр понимал, что маме и так трудно с младшими детьми, а если ещё он на них свалится…

Устроился на судоремонтный завод проходить слесарную практику, так как после года обучения в училище он неплохо разбирался в слесарном деле. Быстро научился нарезать болты и гайки, а вскоре ему доверили выполнять операцию по военному заказу – принимать участие в изготовлении мин для фронта.

После слесарной практики был направлен на производственную - на корабли. С шестью товарищами Александр был распределён на танкер «Туапсе». Один раз успешно доставили в Феодосию десант, продукты, а на  обратном маршруте, под Новороссийском,  попали под обстрел…Страшная картина разыгралась на глазах у подростков:  ведущий танкер «Советская нефть» был торпедирован, одному пареньку осколком оторвало ногу,  другой сильно обгорел. Сам Александр дважды чуть не погиб во время этого обстрела.

Так, Александр Алексеевич, несмотря на то, что не был на фронте, так как ему было всего 15 лет, испытал бомбёжки, видел сражения.

«Не дай вам Бог слышать сигнал воздушной тревоги и видеть, как гибнут люди, - говорил впоследствии  Александр Алексеевич своим ученикам,-  Ведь война не выбирает, кто перед ней: старик или ребенок».

Спустя некоторое время  ремесленное училище водников  совместно с другими  училищами  было эвакуировано из Туапсе в Сибирь.

Несколько месяцев ученики пяти эвакуированных училищ путешествовали по полуголодной стране: добирались через Сухуми,  Тбилиси, потом  Баку, а позже через Среднюю Азию.  Прибывших ребят, в зависимости от их будущей профессии распределяли по городам. Александр Скарбо записался помощником машиниста и попал в город Новосибирск.

Не стало звуков воздушной тревоги, взрывов, стрельбы… Но война продолжалась. Пришла печальная весть - погиб старший брат Александра  Михаил Скарбо.

В Новосибирске из вновь прибывших стали готовить помощников машинистов в ЖУ-2 (ныне Новосибирский колледж транспортных технологий имени Н.А. Лунина). Первым делом Александр Скарбо сдал экзамен на высокий 5-й слесарный разряд, в чем помогли приобретенные навыки практической работы, а затем пошел на слесарную практику. Словом, половину учебного времени занимала теория, а половину - настоящий тяжёлый труд. Зато летом предстояло отправиться уже на настоящую поездную практику.


На поездной практике Александр Скарбо работал дублером помощника машиниста на паровозе серии СУ под руководством опытных машинистов. Пришлось работать и кочегаром, научиться бросать уголь в топку. Со всем Александр справлялся, ему было интересно осваивать сложную профессию.  Многому научился Александр за время практики, а выпуск и распределение проболел.  Как поправился, узнал, что будет трудиться  на станции Инская города Новосибирска  помощником машиниста на  паровозе, где  вторым помощником машиниста работала его  будущая жена Любовь Рожкова.

Все годы того сурового времени они вместе водили военные составы. Работа была тяжелой, изматывающей. Достаточно сказать, что из двадцати трёх ребят, прибывших на Инскую, к 1946 году Александр Скарбо остался один. Остальные не выдержали. Что  помогло Александру? Молодость, военная закалка,  энтузиазм и любовь к выбранному делу. За отличную работу  на паровозе Любовь Фёдоровна и Александр Алексеевич были награждены знаками «Отличный паровозник».       

Наконец пришел долгожданный День Победы! Сколько было радости и слез…

В 1946 году Любовь Фёдоровна и Александр Алексеевич поженились. Прожили душа в душу 55 с половиной лет, воспитав троих детей - двоих сыновей и дочь. В 2001году супруги не стало. Тяжело переживал утрату Александр Алексеевич.  И только  работа помогла ему продолжать жить.

На протяжении своего трудового пути Александр Алексеевич постоянно учился. В 1946 году он окончил курсы машинистов паровозов, но уже через год начал ощущать нехватку знаний. Пошел учиться в школу рабочей молодежи, активно стал заниматься комсомольской работой, из-за большой  общественной нагрузки «комсомольского вожака» вскоре попал в разряд неуспевающих и был отчислен.


Но, как говорят, от судьбы не уйдёшь. Доучиться ему всё-таки пришлось.. В 1950 году  Александр Алексеевич поехал в г. Тайга в техническую школу, чтобы переквалифицироваться на машиниста электровоза.  Вот тогда и понял, что его знаний для работы с электричеством недостаточно.  Имея двух сыновей, пошел в Школу рабочей молодежи (ШРМ) и, окончив семь классов, поступил на заочное отделение Томского техникума железнодорожного транспорта.


«Получив образование, я почувствовал себя на голову выше, чем раньше. И уже не мог остановиться, занимался самообразованием», - вспоминал А.А. Скарбо.

Учитывая опыт работы, профессионализм, добросовестность, ответственность, Александру Алексеевичу предложили работу машинистом-инструктором по тормозам, и в этой должности Александр Алексеевич проработал восемнадцать лет на станции Инская.

К занятиям Александр Алексеевич готовился дома, развесив плакаты по стенам, задавал себе вопросы и сам на них отвечал, чтобы потом не стыдно было выступать перед курсантами.

Самое активное участие Александр Алексеевич  принял в эксперименте, проводимом в 1966 году на станции Инская по инициативе начальника Западно-Сибирской железной дороги Н.П. Никольского, – вождение поезда «в одно лицо». Такого  еще не было. Александру Алексеевичу пришлось осваивать новое оборудование, установленное в кабине машиниста, испытывать новые методы работы. Эксперимент прошел успешно, и вскоре это начинание стало массовым.

В 1987 году в возрасте 66 лет Александр Алексеевич ушел на заслуженный отдых. Оказалось, только на время. В 1999 году Александра Алексеевича пригласили работать преподавателем в Новосибирский техникум железнодорожного транспорта.

В техникуме Скарбо Александр Алексеевич с 30.08.1999г. по 31.10.2006 преподавал специальные дисциплины для студентов специальности Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог. Педагогическому коллективу техникума очень повезло:  для студентов Александр Алексеевич стал настоящим педагогом и другом, для коллег - опытным, мудрым, доброжелательным наставником.


Александр Алексеевич  не отбывал учебные часы, а жил работой, общением с ребятами. Ему необходимо было видеть умные пытливые глаза, открывать еще скрытые таланты, наблюдать за их успехами, поддерживать и видеть, как из юнцов растут специалисты, видеть, что его прожитая жизнь необходима ребятам для их личностного и профессионального становления.  Александр Алексеевич  щедро делился с юным поколением богатейшим опытом своей работы. Свою душу, талант он вкладывал в их будущее, в будущее железной дороги, помогал студентам познать азы профессии, старался разжечь в них искру любопытства, личным примером  учил профессиональному, ответственному отношению к делу.

В коллективе техникума Александра Алексеевича  уважали и любили как профессионала высокого уровня. Он был главным специалистом по тормозам, умеющим разобраться в самом сложном вопросе и дать объективное и грамотное заключение.

Для Александра Алексеевича на первом месте была работа: он мог во время отпуска  ремонтировать учебное оборудование - готовить его к новому учебному году.

По его примеру преподаватели вагонного хозяйства ходили на занятия в форме работников железнодорожного транспорта.

В любой работе, на любой должности Александр Алексеевич всегда был  настоящим подвижником своего дела. О таких, как Скарбо А.А., раньше говорили: «железные дорожники». Он и есть железный дорожник. С него брали пример и преподаватели, и студенты.


Скарбо Александр Алексеевич был примером жизнелюбия, бодрости.  Коллеги с теплом, признанием, благодарностью бережно хранят воспоминания об  Александре Алексеевиче Скарбо. Когда в техникуме проводятся  мероприятия в память о ветеранах войны и ветеранов труда, всегда речь идет и о Скарбо Александре Алексеевиче. Таких людей, как Александр Алексеевич, забывать нельзя. Молодому поколению важно знать и помнить всех тех, благодаря кому мы сейчас живем и работаем.


За свой долгий трудовой путь Александр Алексеевич был удостоен многочисленными наградами. Вот некоторые из них:

  • орден  «Знак Почета»;
  • медали:
«За трудовое отличие»
«К 100-летию со дня рождения В.И. Ленина»;
  • знаки:
«Ударник сталинского призыва»;
«Отличный паровозник»;
«Отличник социалистического соревнования»;  
«Почетный железнодорожник»;
«Ветеран труда».


Педагоги Новосибирского техникума железнодорожного транспорта, передавая свои знания, умения и опыт студентам, вспоминают уроки Александра Алексеевича, который прошел славный трудовой путь длиною в жизнь.